Состоялся круглый стол «Ранняя диагностика миодистрофии Дюшенна — основа эффективности комплексной терапии заболевания»

В день осведомленности о миодистрофии Дюшенна-Беккера благотворительный фонд «Гордей» организовал круглый стол «Ранняя диагностика миодистрофии Дюшенна — основа эффективности комплексной терапии заболевания» Участниками стали:

•          академик РАН, директор Медико-генетического научного центра имени Н.П. Бочкова, главный внештатный специалист по медицинской генетике Минздрава РФ Сергей Иванович Куцев;

•          д.м.н., профессор, председатель правления Всероссийского общества орфанных заболеваний, заведующая лабораторией наследственных болезней обмена МГНЦ Екатерина Юрьевна Захарова;

•          член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией ДНК-диагностики МГНЦ Александр Владимирович Поляков;

•          д.м.н. , детский кардиолог, профессор, руководитель отдела орфанных болезней и профилактики инвалидизирующих заболеваний НИИ педиатрии и охраны здоровья детей РНЦХ РАН (ЦКБ РАН), Нато Джумберовна Вашакмадзе;

•          педиатр, главный врач клиники «Рассвет» Сергей Александрович Бутрий;

•          д.м.н., педиатр, неонатолог, профессор, член совета фонда «Круг добра» Елена Николаевна Байбарина;

•          президент фонда «Семьи СМА» Ольга Германенко.

Модератором круглого стола выступила начальник детского высокотехнологичного нейромышечного центра ЦКБ УДП РФ, президент благотворительного фонда «Гордей», д.м.н. Татьяна Андреевна Гремякова.

Седьмое число девятого месяца не случайно выбрано в качестве дня осведомленности о миодистрофии Дюшенна-Беккера, поскольку ген, кодирующий белок дистрофин, из-за мутаций которого развивается заболевание, состоит из 79 экзонов, это самый большой ген в геноме человека. День осведомленности отмечается не только в России, но и во многих других странах.

Татьяна Гремякова отметила, что ранняя диагностика может перевести тяжелое течение заболевания в более легкое, и вопрос новых подходов своевременного выявления миодистрофии Дюшенна-Беккера сегодня стоит особенно остро.

— Если у нас есть запас времени, мы можем кратно увеличить продолжительность первой стадии заболевания, стадию функциональной активности. Уже известно, что глюкокортикостероидная терапия в два раза замедляет прогресс заболевания, на 76% снижает смертность от всех сопутствующих осложнений. Если к этому добавляется физическая терапия, то эффект гораздо заметнее. В последние 2 года появилась патогенетическая терапия, которая усиливает действие других подходов.

Сергей Куцев, главный внештатный специалист по медицинской генетике Минздрава России, директор Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова , подчеркнул, что для включения заболевания в программу массового неонатального скрининга необходимо соблюдение нескольких критериев: болезнь должна проявляться в первые месяцы жизни ребенка, представлять серьезную не только медицинскую, но и социальную проблему, должен быть разработан высокоспецифичный лабораторный тест, позволяющий достоверно выявить заболевание. Также должно существовать эффективное лечение, показанное для пресимптоматической стадии болезни. Однако на сегодняшний день нет клинических исследований, которые бы показали эффективность именно ранней терапии при миодистрофии Дюшенна-Беккера. Кроме того, нет биомаркера, который бы однозначного говорил об этом заболевании и необходимости дальнейшей молекулярно-генетической диагностики.

— Что касается миодистрофии Дюшенна-Беккера, это непростой вопрос, поскольку уровень креатинфосфокиназы не является специфичным биомаркером, поскольку довольно широкий перечень заболеваний сопровождается повышение уровня КФК, — заявил Сергей Куцев, — Есть и другая проблема – это заболевание манифестирует не в первый год жизни, а для включения в программу неонатального скрининга важно, чтобы лечение начиналось непосредственно после постановки диагноза. Пока по неонатальному скринингу мы думаем, обсуждаем в научном сообществе, о том, что надо работать в этом направлении. Но решения пока, скажу честно, нет.

Татьяна Гремякова подчеркнула, что сейчас уже целый ряд стран, Австралия, Италия, Китай, Япония проводят пилотные исследования по раннему выявлению, поскольку появляются новые препараты, которые рассчитаны на применение во все более раннем возрасте. У некоторых фармкомпаний есть планы по клиническим исследованиям препаратов, рассчитанных на детей в возрасте с 6 месяцев. Пилотный скрининговые проекты необходимы, чтобы своевременно выявить детей, которым будет показано такое лечение. Татьяна Гремякова выразила уверенность, что в горизонте 2 – 3 лет откроются новые возможности для клинических исследований новой патогенетической терапии, однако для этого необходимо выявлять таких детей как можно раньше.

По расчетным данным в России должно проживать около 4 000 детей с миодистрофией Дюшенна-Беккера, однако сегодня известно не более чем о трети пациентов. О существующих проблемах диагностики рассказал Александр Поляков, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией ДНК-диагностики МГНЦ.

— Это даже не проблема осведомленности врачей, поскольку все они на клиническом уровне хорошо знают, что такое миодистрофия Дюшенна, и умет ставить этот диагноз. Что касается лабораторной части, то и биохимические, и молекулярные методы также достаточно хорошо развиты. Может быть есть проблема у педиатров или в самих семьях с тем, чтобы обратить внимание на то, что происходит с их ребенком в 3 – 4 года. Однако же есть опасность, что если активно внедрять в массовое сознание такие опасения, это будет только лишний стресс. Мы видим недодиагностированность пациентов старших возрастов, тех, кто сейчас уже не передвигается самостоятельною. Им поставлен лишь клинический диагноз, и родителям возможно просто не хочется обращаться за молекулярной диагностикой, поскольку они понимают, что терапия в их случае будет мало эффективна.

Также Александр Поляков отметил, что для многих моногенных заболеваний существует общий тренд: развивается генная терапия, которая позволяет начать лечение на пресимптоматической стадии, не дожидаясь клинических проявлений.

— В случае с миодистрофией Дюшенна будет то же самое, — выразил уверенность Александр Поляков, — Если выявлять будут не на неонатальном скрининге, то возможно это будет скрининг 1 – 2 года жизни. Внедрение скрининга в том или ином виде нам стоит ожидать.

В Медико-генетическом научном центре имени академика Н.П. Бочкова с 2018 года ведется диагностическая программа селективного скрининга, в ней участвует всего 3 лаборатории в стране. В 2022 году подтверждено 276 диагнозов. 32% пациентов подходят для лечения доступные в России патогенетические препараты.

Сергей Куцев отметил, что сегодня идет работа по включению в диспансеризацию возможности выявления некоторых орфанных заболеваний, том числе, миодистрофии Дюшенна Беккера.

—  Работа ведется Ассоциацией медицинских генетиков совместно с Союзом педиатров России, мы обсуждаем возможность включить в диспансеризацию определение уровня КФК. Этот вопрос обсуждается достаточно активно, и уже есть хорошие наработки.

Эксперты сошлись во мнении, что проблема ранней диагностики миодистрофии Дюшенна-Беккера может быть решена благодаря диспансеризации, причем проходить ее должны дети первого года жизни. Такая диагностика позволит не только своевременно помочь самим пациентам, но также рассчитывать на возможность профилактики повторного рождения детей с этим заболеванием.

Круглый стол, посвященный ранней диагностике миодистрофии Дюшенна-Беккера — это не первое мероприятие благотворительного фонда «Гордей», посвященное осведомленности об этом заболевании. По итогам прошлогодней конференции была опубликована консенсусная статья в журнале «Нервно-мышечные болезни», главной темой которой стала комплексная терапия.

Официальные спонсоры мероприятия: ООО «ПиТиСи Терапьютикс», АО «Р-Фарм», АО «Рош Москва». Мероприятие проходит при поддержке ООО «ФармаМондо»

Информационный партнер мероприятия: РОО «Родительский проект помощи пациентам с миодистрофией Дюшенна-Беккера»

Технический оператор: Empower Development