АМА с детским психиатром Артемом Новиковым.
В фонде «Гордей» мы регулярно получаем вопросы родителей, касающихся интеллектуального развития, поведения, обучения, эмоциональной сферы, ведь МДД влияет не только на мышцы, но и на нервную систему и — мозг. Кстати, в первоначальном описании МДД сам Дюшенн в 1868 году отмечал когнитивные нарушения как часть этого состояния.
Первая и долгожданная АМА-сессия с доказательным детским психиатром Артёмом Новиковым, который выступает на наших школах и конференциях, ведёт мальчиков с МДД по вопросам нейроразвития и ментального здоровья.
или в ВКонтакте, если у вас возникают проблемы в работе YouTube:
Важные моменты:
⚡️ Дистрофин влияет на работу целого ряда структур нервной системы: корковых структур, миндалин, гиппокампа, мозжечка и периферических нервов. Дистрогликановый комплекс, частью которого является дистрофин, влияет на процесс синаптической передачи, активность ГАМК-рецепторов и пластичность синапсов нервных клеток.
⚡️ Хотя роль дистрофина в нервной системе до конца не изучена, дистрофин в норме присутствует в областях мозга, ответственных за высшие психические функции. Кроме того, нарушение синтеза определенных изоформ дистрофина связано с интеллектуальными нарушениями, что может свидетельствовать о важности этих изоформ для нейрофункционирования.
⚡️ МДД часто сопровождают нарушения речевого развития (39%), дислексия (40%), интеллектуальные нарушения(34%), СДВГ (32%), тревожное расстройство (29%), депрессия (27%), РАС (21%), оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР, 21%), обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР, 15%).
⚡️ Поскольку оппозиционно-вызывающее расстройство часто имеет своим источником СДВГ, оно редко исследуется отдельно, если речь идет о когорте детей с МДД. Однако именно оппозиционно-вызывающее поведение наряду с другими проявлениями составляет «ядро» так называемого «Дюшенновского характера». Вероятно, смежными проблемами у детей с МДД являются низкая фрустрационная толерантность, негибкость мышления и эмоциональная дисрегуляция.
⚡️ Проблема саморегуляции и чувствительности к стресс-факторам может быть связана с функционированием автономной (вегетативной) нервной системы. Автономная нервная система отвечает за мобилизацию в ситуации стресса (реакцию «бей-беги-замри»), которая на физиологическом уровне проявляется учащенным дыханием и сердцебиением, повышением артериального давления, замедлением пищеварения, а эти процессы у детей с МДД/Б страдают и без дополнительного стресса.
⚡️ Кроме того, у детей с МДД изменена работа парасимпатической нервной системы, которая отвечает за расслабление, отдых и восстановление, которые им так необходимы. У многих детей с МДД процессы возбуждения (активность симпатической нервной системы) преобладают над процессами торможения (активностью ПНС), что не только препятствует отдыху и расслаблению, но и негативно влияет на процессы запоминания, обучения, освоения новых навыков.